Юные исследователи

  вт., 20.02.2024

Каждый день мои воспитанники задают вопросы: что, как, где, зачем и почему? Иногда их вопросы настолько уникальны, что застигают меня врасплох. А что если дать ребятам не «рыбу» - готовые ответы, а «удочку» для добывания знаний?   Ею стала технология А.И. Савенкова «Маленький исследователь». Результат ее применения - поисковая активность и исследовательское поведение моих воспитанников, что мы и продемонстрировали на городском методическом семинаре «Кейс успешных практик по формированию предпосылок функциональной грамотности», который проходил в феврале в нашем детском саду № 9 г. Ялуторовска.

Свое исследование с ребятами мы начали с выбора темы. Для того, чтобы заинтересовать детей, я оформила предметно-развивающую среду в стиле экобионики и создала мотивацию-провокацию. В группе натянула рыбацкую сеть, повесила в углу имитацию паутины, установила на видное место велосипедное колесо, развесила на нитках с потолка фотографии подвесного моста, туннеля, необычного платья, цифру 8, букву П. Вы уже догадались, какую тему будем исследовать? Мои ребята наперебой стали говорить: «Пауки», «Пауки, потому что в группе есть паутина». Что объединяет паука и все эти предметы?  Тут ребятам пришлось подумать. «Сеть рыбацкая похожа на паутину» - предположил Глеб. «А мост подвесной тоже похож на паутину» - заметил Никодим. Девочки отметили, что буква П – первая в слове паук.

Итак, тема выбрана. Дружно обсудили, что уже знаем про пауков. Лучшим знатоком оказался Глеб. Он повторил несколько раз, наверное, чтобы мы лучше запомнили: «Пауки бывают ядовитые, особенно белый паук». За разговором мы выяснили, что хотим узнать сколько лапок у паука, как паук кусается, как плетет паутину и какие пауки бывают. Вопросы записали-зарисовали на карточках, чтобы не забыть, разместили их на доске. Пора приступать к исследованию. Выбрали методы: подумать самостоятельно, спросить другого человека, посмотреть в книге, узнать в интернете. Эти методы стали планом исследовательской деятельности. Ребята разделились на четыре команды, выбрали метод исследования, взяли планшет для записи и зарисовок, выбрали вопрос, который будут исследовать. А дальше самый интересный этап – сбор информации.   Я дала напутствие ребятам: «Я в вас верю, у вас все получится!». Атмосфера поиска наполнила группу: вопросы, ответы, спор, шелест страниц энциклопедии, зарисовки и записи…

Процесс сбора информации может быть долгим, поэтому мы ограничились пятью минутами. В каждой команде был хранитель времени, который строго следил за песочными часами. Последняя песчинка упала – пора собираться в круг, чтобы рассказать о собранных сведениях. Свои записи-зарисовки ребята разместили на доске и приготовились к докладам.

Соня и Арина узнали из познавательного мультфильма как пауки плетут паутину, Глеб и Володя выяснили из энциклопедии, что у паука оказывается не шесть лапок, как у насекомых, а восемь. Никодим и Миша размышляли, почему пауки разного цвета, Даша и Варя выяснили у гостей какие бывают пауки. После выступления исследователей мы обсудили, как эта информация о пауках пригодится в жизни? Решили рассказать о пауках ребятам младшей группы. «Возможно в школе нас спросят о пауках, а мы уже все знаем» -  сказала Соня. Стали думать, как фотография с нарядным платьем относится к теме про пауков. И тут Соня предположила: «Может быть ткань платья сделана из паутины?».  И это оказалось верным предположением. Давным-давно один король заказал себе платье из тончайшей паутины. Но на его изготовление понадобилось большое количество этого материала. Поэтому в мире только одно платье сшито из паутины, и оно хранится в музее.

Игра-исследование закончилась, но у ребят осталось столько эмоций, появились новые вопросы, рассуждения, которые не требуют готового решения взрослого. Ведь каждый ребенок способен сам найти ответ на свой вопрос. Нужно просто научить, как это делать. У меня получилось!

Автор:

Кадочникова Наталья Анатольевна,

воспитатель МАУДО «Детский сад №9», г. Ялуторовск

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011364 скачать >>>>

Диплом участника областного конкурса публикаций скачать  >>>>

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 182
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.