Организация методической работы в ДОУ в рамках сетевого взаимодействия

  вт., 16.06.2015

Авторы:

Морозова Лариса Юрьевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе,

1 квалификационная категория, педагогический стаж – 19 лет.

Макеева Елена Витальевна, методист,

1 квалификационная категория, педагогический стаж – 18 лет.

МДОУ "Детский сад "Росинка" " г. Надыма"

В институциональную методическую систему МДОУ «Детский сад «Росинка» осуществлена интеграция муниципальной методической сети.

Цель интеграции: в рамках реализации стратегии развития муниципальной системы образования в направлении повышения качества результатов деятельности районных педагогических сообществ, обеспечить непрерывное повышение актуальных профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников ДОУ.

Придать комплексно-целевой характер деятельности помогла разработанная «Модель методического сопровождения внедрения сетевых инноваций в МДОУ «Детский сад «Росинка».

Благодаря обозначенной Модели выстраивается система, стратегия и механизм внедрения сетевых инноваций, обеспечивается эффективность педагогической рефлексии. В деятельность вовлечены все категории педагогов и административного состава: заведующий, заместитель заведующего по УВР, методист, старший воспитатель, начинающие педагоги, педагоги-стажисты, педагоги наставники, участники инновационных проектов, педагоги, претендующие на квалификационную категорию.

В Модели выделено 3 блока:

1 блок: Административно–методическая служба (заведующий, заместитель заведующего по УВР, методист, старший воспитатель) – осуществляет анализ проблем в построении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учётом преобразований системы образования РФ, региональной и муниципальной систем образования; осуществляет изучение запроса педагогов ДОУ на включение в то или иное «проблемное поле», осуществляет изучение методических тем, разрабатываемых на уровне муниципальных сетевых платформ. После согласования с педагогами организует микро-группы непосредственных участников сетевых платформ.

                Таким образом, реализуется важный принцип управления профессиональным развитием – принцип индивидуализации с учётом запроса каждого сотрудника. Потребности педагогов изучаются в конце учебного года, после этого соотносятся с выявленными проблемными либо с зонами перспективного развития ДОУ, а также со стратегическими направлениями развития муниципальной системы образования в целом.

Кроме того, административно-методическая служба осуществляет научно-методическую, теоретическую поддержку и оснащенность в практической деятельности по выполнению домашних заданий участников платформ, в теоретической подготовке участников к выступлениям.

Координирует взаимодействие членов педагогического коллектива в рамках микро-групп, в процессе внедрения в практику новых педагогических техник, инструментов, в процессе выполнения домашних заданий полученных в ходе сессий.

Формирует банк методических продуктов, созданных в ходе работы сетевых платформ.

Осуществляет контроль деятельности микро-групп, оценку эффективности и качества участия педагогов ДОУ в работе сетевых инновационных платформ и сообществ системы образования Надымского района.

2 блок: Микро-группы педагогов, объединённые в актуальные для ДОУ, для самих педагогов проблемные поля. Микро-группы (творческие, инициативные группы) являются частью самоуправляющей системы, где каждый отвечает за результат. Работа групп  строится на самоконтроле, саморефлексии. Таким образом, изменяется система управления учреждением через расширение «горизонтальных связей» (термин А.А. Майера). Участники мини-групп работают над своей темой, посещают мероприятия в рамках сессий выбранных сетевых платформ. В постсессионный период выполняют домашние задания, апробируют новые педагогические техники, методические продукты, предложенные в рамках той или иной платформы, обобщают методические материалы для следующей сессии.

3 блок: Профессиональное объединение «Коллективное Интерактивное Творчество» (далее по тексту «КИТ»). Ведущей формой коллективной деятельности на институциональном уровне выступает Устный журнал «КИТ». По окончании сессии, участники сетевых платформ в рамках Устного журнала доводят до сведения всего педагогического коллектива информацию, полученную в ходе мероприятий сетевых платформ, распространяют полученную методическую продукцию, дают рекомендации по использованию. Накануне очередной сессии представляют педагогическому коллективу результаты выполненного домашнего задания, наработанные методические продукты, в ходе Устного журнала осуществляется педагогическая рефлексия деятельности.

Каждый блок выполняет свою роль и чем-то дополняет друг друга. Взаимопроникаясь, они образуют замкнутый круг, обеспечивающий непрерывный профессиональный рост, обновление и освоение теоретических и практических знаний в контексте современных тенденций,  инновационных подходов.

Цель управления Моделью интеграции на институциональном уровне видим в создании благоприятных условий для профессионального роста педагогов, формирования современного профессионального мышления, устойчивых потребностей в постоянном самосовершенствовании, используя адекватные потребностям формы и подходы.

Таким образом, ключевая идея Модели методического сопровождения внедрения сетевых инноваций в МДОУ – это создание профессиональной среды, которая выступает как совокупность внешних и внутренних форм, методов повышения квалификации и обеспечивает становление профессионализма и непрерывное развитие педагога в инновационном режиме.

Основным условием реализации модели выступает непрерывность и преемственность в повышении актуальных профессиональных компетенций. Непрерывность обеспечивается через использование единых и взаимопроникающих средств, методов, подходов, содержания, которые используются в сетевых педагогических сообществах и в методической работе ДОУ: взаимообучение, обмен опытом, исследования, проектирование, апробация или внедрение методик и технологий обучения (воспитания), научно-методическая работа с педагогами и др.

Основными источниками развития в рамках реализации Модели являются:

1. Интеграция, преемственность внутренней и внешней сетей обучения;

2.Высокая мотивация педагогов, способность к саморефлексии;

3.Возможность для работы в разных сетевых платформах;

4.Обеспечение доступа к информационным ресурсам, продуктам разных сетевых платформ.

Принципами управления стали:

- стратегическая направленность;

- программно-целевой подход;

- индивидуализация в выборе «проблемного поля» по запросу каждого педагога;

- ориентация на саморазвитие;

- методическая поддержка и оснащенность в практической деятельности и теоретической подготовке.

МДОУ «Детский сад «Росинка» входит в постоянный состав участников муниципальной сетевой инновационной платформы «Современный урок/занятие». В МДОУ сформирована инициативная группа заинтересованных педагогов, в состав которой вошли 12 человек (заместитель заведующего по УВР, методист, воспитатели), руководителем инициативной группы назначен методист ДОУ Макеева Е.В. Координация деятельности инициативной группы осуществляется на основе «Плана работы инициативной группы».

Кроме муниципальной сетевой инновационной платформы «Современный урок/занятие», где ДОУ включено в постоянный состав участников, наиболее актуальными для потенциального развития МДОУ «Детский сад «Росинка» выделены следующие платформы:

- платформа по теме: «Индивидуальное сопровождение одаренного ребёнка» (микро-группа 6 человек);

- платформа по теме: «Развитие кадрового потенциала в условиях сетевой методической службы» (микро-группа 8 человек);

- платформа по теме: «Экологическое образование» (микро-группа 3 человека);

- платформа  по теме: «Электронное образовательное пространство» (микро-группа 4 человека);

- платформа по теме: «Научно-техническое творчество» (микро-группа 4 человека).

В ходе работы Устного журнала «Коллективное Интерактивное Творчество» («КИТ») использовались разнообразные формы:

- устные сообщения о тематике мероприятий, рекомендациях, представление методических продуктов, результатов работы платформ, об итогах выполнения домашних заданий;

- мультимедийные презентации (представлены мультимедийные презентации «Место интеллектуальной игры в современном дошкольном образовании», «Особенности развития социального опыта дошкольника в условиях внедрения ФГОС», «Становление первичной ценностной ориентации и социализации»);

- Мастер-класс (проведены мастер-классы: «Практические приёмы, способствующие формированию познавательной мотивации у ребёнка дошкольника», «Использование интерактивного оборудования SMART BOARD оборудования в образовательном процессе ДОУ», «Э-ОК «Предшкола нового поколения» как средство формирования первичных ИКТ-компетенций у детей старшего дошкольного возраста», «Деятельностный подход при организации образовательного процесса в рамках примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад «Дом радости», «Использование современных электронных образовательных ресурсов в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»;

- Тренинг «Учимся общаться с «трудными родителями»;

- Открытые показы непосредственно образовательной деятельности с применением технологии деятельностного метода, анализ открытых мероприятий с использованием технологических карт;

- Консультации:

  • «Особенности реализации этапов технологии деятельностного метода»,
  • «Особенности конструирования образовательных ситуаций в технологии деятельностного метода»;
  • «Рекомендации педагогам по работе с родителями детей, требующих особой педагогической поддержки»;
  • «Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации, структура мероприятия НОД в рамках дидактической системы деятельностного метода».

Педагогическая копилка педагогов МДОУ пополнилась подборкой конспектов НОД с использованием технологии деятельностного метода, информационными буклетами для работы с родителями.

Контроль по внедрению в практику новых педагогических техник, инструментов, полученных в ходе работы сетевых платформ осуществляется заведующим МДОУ, координация деятельности – заместителем заведующего по УВР, методистом.

 

Список литературы:

1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.

2. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы / авт.-сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 215с.

3. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар практикум / авт.-сост. В.Е. Лампман [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 145с.

4. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 191с.

5. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 162с.

6. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / сост. Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 111с.

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7785
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.