Тренинг "Тайм-менеджмент: как рационально использовать время"

  ср., 20.03.2024

Составитель:

Казиева Барият Яхьяевна

педагог-психолог

МАДОУ "ДС "Цветок Уренгоя"  г. Новый Уренгой

Добрый день, уважаемые коллеги! Наверняка, Вы, успешные специалисты, педагоги, люди, которым хватает времени решительно на все. Вы успеваете не только работать, но и жить, Вы вовремя уходите с работы, Вы читаете много интересных книг, Вы часто ходите в театры, любуетесь природой, общаетесь с семьей. Да? Все верно? Тогда Вам можно дальше и не слушать меня. Но я полагаю, что в 98% случаев из 100 это не совсем так…

Упражнение «Оценка внутреннего будильника» (песочные часы»).

Все участники становятся перед стулом, закрывают глаза. Ведущий дает задание – молча стоять с закрытыми глазами в течение одной минуты. Считать про себя нельзя. Когда минута завершиться необходимо открыть глаза и так же молча присесть на свое место. Анализ, у кого внутренние часы идут точно, у кого спешат, у кого отстают и что это значит.

ТАЙМ – МЕНЕДЖМЕНТ или Сказ о потерянном времени

Как сказал один мудрец - «Время - это ткань, из которой соткана жизнь».

Все мы живем в бешеном темпе, часто жалуемся друг другу на нехватку времени. Порою нам кажется, что мы ничего не успеваем.

Именно поэтому, сегодня мы поговорим о ценности времени и о том, как рационально его использовать.

Деловая игра.

Несмотря на то, что здесь собрались только взрослые люди, мы с вами будем играть. В ходе игры мы будем знакомиться с новыми понятиями, обсуждать предложенные темы, рассуждать, делать выводы.

Приветствие

Для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет. Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.

Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

Присаживаемся.

Итак, пришло время начать нашу игру.

Подумайте и скажите, как вы понимаете, что такое «Тайм-менеджмент». Время на обсуждение 30 секунд.

Все ваши варианты ответов мы выслушали, давайте посмотрим, что же такое «тайм-менеджмент», какова его цель и задачи.

Тайм – менеджмент – техника управления временем, которая включает в себя правила и принципы, которые помогают человеку правильно организовать свое время и достичь максимальной эффективности в любом деле. С помощью тайм — менеджмента человек может сам осознанно контролировать время, которое он тратит на разные виды деятельности, увеличивая при этом эффективность и продуктивность своей работы или отдыха. Планирование, распределение, расстановка приоритетов, постановка целей помогает человеку справиться с сумасшедшим ритмом современной жизни. Тайм — менеджмент помогает человеку успевать делать все без стрессов и избежать хронической усталости.

Великобританский поэт 18 века Эдуард Юнг писал: «Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь».

Для того, чтобы время тратилось с пользой необходимо все тщательно планировать.

Психолог: человеку постоянно организующему детский коллектив, необходимо прежде всего организовывать самого себя. Педагогу хронически не хватает времени, не только на отдых, но и на труд. Ведь время является сильнейшим стрессогенным фактором.

Предлагаю вам обсудить вопрос  и записать все, что вы думаете по этому поводу.

Вопрос звучит следующим образом:

Какими преимуществами обладает человек, обучившийся правильно планировать свое время? Время на обсуждение – 1 минута.

Спасибо за ваше мнение, давайте посмотрим, что по этому поводу думают специалисты:

Достигает поставленных целей.

Достигает своих целей намного быстрее, чем остальные.

Способен достичь успеха в любой сфере деятельности.

Имеет больше времени на отдых, общение с близкими и друзьями.

Может выполнять намного больше дел за определенный промежуток времени.

Может увеличить свои доходы и отойти от дел, правильно распределив обязанности между сотрудниками.

Может избавиться от хронической усталости, не подвержен стрессам.

Всегда имеет четкий план действий.

Обладает чувством внутренней свободы и самостоятельно контролирует свою жизнь.

Всем известная истина «Время - деньги», похоже, начинает менять свое значение, время становится дороже денег. Время - сегодня более необходимый ресурс для достижения жизненного успеха, который имеет особое специфическое свойство: он является необратимым, то есть упущенное время невозможно вернуть, как невозможно вернуть и утраченные возможности. При этом специфичность времени заключается еще и в том, что каждый человек наделен им в равной степени, а именно 1440 минут в день - не больше и не меньше. Однако кому-то этого времени вполне хватает для реализации определенных задач или замыслов, а кому-то - катастрофически не хватает. Ежедневный план помогает избежать беспорядка и суеты. Он позволяет выполнить большой объем работы, но при этом в значительной степени избавляет от усталости. План дисциплинирует, удерживает от разных соблазнов. Достичь любой цели можно через планирование, которое позволяет идти кратчайшим путем, концентрировать внимание на важных делах, устанавливать реалистичные сроки, создавать резервы времени, избегать холостых ходов, то есть повышать эффективность и снижать стресс.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

        Цель: Работа по раскрепощению движений в  суставах.

        Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

 Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по      очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • · танец кистей рук
  • · танец рук
  • · танец головы
  • · танец плеч
  • · танец живота
  • · танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

ü     Какой танец было легко исполнить, какой трудно?

ü     Почувствовали ли освобождение от зажимов?

  1.     3.   Упражнение « Театр»

У этого упражнения – театральная природа. Оно помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно "запускает" спонтанность и творческое мышление.

Группа ходит по комнате в довольно быстром темпе. Важно быть сосредоточенным на голосе ведущего, который время от времени даёт задание, меняющее смысл ходьбы и переносящий участников  в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует её и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, БЕЗ РАЗГОВОРОВ И ОБСУЖДЕНИЯ!

- Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке... Крапива больно стегает по голым ногам... Комары заели!!! А всё потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно!!! Сумерки сгущаются...

 Снежное поле, пронизывающий зимний ветер...

 Идём через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один, внюхаемся... Вдохнем чудо- аромат упругой кожи, возьмём в рот освежающую дольку! Скулы свело от кислоты - ну и лимон!!! Вперёд через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!

Затем все вместе обсуждаем что больше понравилось в приветствии

Упражнение: «Молчаливое приветствие»

Участники делятся по парам одна танцует под музыку ,а другая очень медленно и плавно

Обсуждаем как себя чувствовали при танце.

Упражнение на групповое управление временем

Цель: изучение особенностей группового управления временем.

Выполнение.

Все участники становятся в круг. Затем, по команде тренера, вытягивают руки в центр круга, закрывают глаза и берутся за руки. Причем можно взять за руку любого участника группы, не обязательно соседа. При этом в каждой руке участника должна быть только одна рука другого участника. Далее участники открывают глаза. В результате должно образоваться сложное переплетенье множества рук.

Тренер дает задание: распутаться.

Модификации:

• тренер устанавливает время на процесс распутывания;

• время не ограничивается.

N. B. Тренер не принимает активного участия в процессе распутывания. Его миссия ограничивается вводной информацией и наблюдением.

По результатам этого упражнения можно судить об умении принимать групповые решения, об особенностях взаимодействия в данном коллективе в условиях ограниченного времени.

Упражнение    «Пять  Пальцев» (по Л. Зайверту) (20 минут)

Цель: Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.

    Чтобы достижение цели стало реальностью, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не сбиться с курса. Для управления такой «тонкой материей», как время, контроль важен особенно. Лотар Зайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля (впрочем, метод можно использовать и для промежуточного контроля над выполнением отдельных задач в течение дня) — так называемый метод «пяти пальцев». Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели.

    Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названий пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль. Вот эти параметры (в несколько модифицированном, по сравнению с предложенными Л. Зайвертом, виде):

М (мизинец) — Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Узнал ли я что-то новое о своем времени? Придумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?

Б (безымянный) — Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил?

С (средний) — Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?

У (указательный) Услуга, помощь, сотрудничество. Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?

Б (большой) — Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?

Попробуйте прямо сейчас, на этапе завершения нашего занятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат, например, полученной информации :

-Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на занятии, какие у вас возникли мысли (мизинец)?

-Помогут ли знания, полученные на тренинге, в достижении ваших актуальных  жизненных целей, ваша близость к цели (безымянный)?

-Были ли на тренинге упражнения, которые изменили ваше состояние (средний)?

-Помогло ли вам занятие лучше понять самого себя? Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким человеком, какой вы есть (указательный)?

-Было ли занятие тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание изложенного материала (большой)?

Находите время для работы – это условие успеха. 

Находите время для размышлений – это источник силы.  Находите время для игры – это секрет молодости.  Находите время для чтения – это основа знаний.  Находите время для дружбы – это условие счастья.  Находите время для мечты – это путь к звездам. 

Находите время для любви – это истинная радость жизни.  Находите время для веселья – это музыка души.

Спасибо вам всем за внимание. Надеюсь, время сегодня не пропало даром, и вы узнали для себя что-то новое.

Список литературы
1. Азарова О.Тайм-менеджмент за 30 минут.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-160с.
2.Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.
3. Васильченко Ю.Л., Тараченко З.В., Черныш М.Н. Самоучитель по тайм-менеджменту. –СПб.: Питер, 2007.-256с.
4.Добротворский И.Л. Самоменеджмент: эффективные технологии: Практическое руководство для решения повседневных проблем. –М.: Приор-издат, 2006.-271с.
5. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006.-371с.
6. Соснина М.А. Личный тайм-менеджмент, или Как управлять своим временем.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-256с.
7.Тайм-менеджмент по Брайану-Трейси: Как заставить время работать на вас/Брайан Трейси; Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.-302 с.

8.  Зайверт Л. “Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время” М.: Интерэксперт, 1995

интернет-ресурсы:

https://www.uchmet.ru/library/material/142528/?ysclid=ltzznfucip749546345

https://multiurok.ru/files/master-klass-dlia-pedagogov-timbilding-kak-tekhnol.html?ysclid=ltzzmcl8gs671662890

https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kovpak-dmitrij/antistress-trening/8?ysclid=ltzzm669v1480407277

https://urok.1sept.ru/articles/639851?ysclid=ltzzlmxzb5889938686

http://referat-lib.ru/view/referat-management/134/133713.htm

https://salid.ru/journal/tajm-menedzhment-osnovnye-pravila-upravleniya-vremenem?ysclid=ltzzihqayv164151906

https://ru.citaty.net/tsitaty/614001-eduard-iung-vremia-zatrachennoe-vpustuiu-est-sushchestvovanie-vr/?ysclid=ltzzhpo1gm164568924

Публикация автора на других ресурсах:

https://педакадемия.рф/edu-06-2023-pb-33618/?ysclid=ltzzlkppg8630972959

https://www.maam.ru/detskijsad/-taim-menedzhment-sovremenogo-pedagoga.html?ysclid=ltzzei1ons680852024

https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2023/01/30/taym-menedzhment-sovremennogo-pedagoga

«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011476

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 204
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.