Игровой практикум "Сенсомоторная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста" |
вт., 01.08.2017 |
Автор - составитель:
Мамыкина Зинаида Ивановна,
воспитатель 1 квалификационной категории
МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
Педагогический стаж 12 лет
Игровой практикум для педагогов
Сенсомоторная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Цель: актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Показать значение сенсомоторной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
- Показать приемы работы с детьми по развитию сенсомоторной деятельности.
- Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики
Предварительная работа: Подготовить выставку сенсорных игр и оборудования для сенсомоторной деятельности.
Ход практикума
Ни в каком возрасте человек не усваивает столько всего, как в раннем детстве. Ребенок рождается беспомощным, но его органы чувств с самого начала настроены «на прием». С возрастом восприятие малыша постоянно улучшается не только благодаря созреванию органов чувств, но и их работе.
Дети воспринимают мир всеми органами чувств, они исследуют предметы ртом, руками, всем телом. Но органы чувств работают , только если ребенок пользуется ими. Способности восприятия можно улучшить, если предоставить ребенку в первые годы жизни предоставить ребенку богатые возможности для разнообразных упражнений.
Формирование сенсомоторного опыта происходит в играх, когда дети используют различный материал: песок, крупы, бусины, мех и т.д. Взаимодействуя с такими материалами у детей развиваются, в первую очередь, тактильные ощущения и мелкая моторика.
Исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Ученые института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антонова-Фомина) доказали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций.
С накоплением представлений об отдельных признаках предметов (форма, величина, цвет, фактура, звучание), у ребенка формируется чувственная основа слова, т.е «база речи» (Л.С.Цветкова). Таким образом, развивая восприятие и сенсомоторные сопособности детей, мы готовим почву для развития речи.
Для развития сенсомоторных способностей детей существуют множество различных игр и упражнений.
Игротека
Игра «Золушка»
Предложите детям разложить разные виды круп по тарелочкам. Усложните задачу: крупу брать только двумя пальчиками. Трудно?
Игра «Мозаика из бросового материала»
Предложите детям схематичное изображение каких либо предметов, например, паровозик. Задание: выложить колеса пуговицами в соответствии с размером колес.
Рисунки могут быть разными, например, неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. В таких играх закрепляются сенсорные эталоны цвет, форма, величина.
Игра «Шагаем в пробках»
Пробки от пластиковых бутылок могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Устроим соревнования, чьи пальчики быстрей дойдут до финиша. При этом будем проговаривать любимые детские стихи, например,
Я люблю свою лошадку…
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Бельевая прищепка - прекрасное средство массажа подушечек пальцев. Причем силу нажима регулирует сам ребенок, да и раскрыть прищепку - немалый труд для малыша. Представим, что прищепки - это гуси, которые сбежали от бабуси. Они щиплют травку, широко раскрывая рот. Покажите, как гуси открывают рот?
А теперь поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок
Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!
Игры в сухом бассейне известны всем. Несмотря на свою простоту, они очень эффективны и нравятся детям. Среди крупы, гороха или маленьких шариков можно спрятать сюрприз, «потерять» ценную вещь и т.д. Придумайте мотивацию для детей, и они увлеченно будут играть в сухом бассейне.
Игры с песком
Не забываем и о песочнице. Это уникальное «изобретение» для людей всех возрастов и на все времена. А игры можно придумать вместе с детьми. Начнем с простых отпечатков следов от игрушек. Угадай, кто здесь прошел? А теперь оставим отпечатки своих ладошек. Чьи ладошки на песке, отгадайте?
Дидактическая игра «Рыбалка».
Пособие представляет собой «Аквариум» (картонная коробка, обклеенная синей бумагой, на поверхности прорезаны отверстия, удочка с крючком).
Картонные рыбки окрашены разными цветами. Игровое правило: ребёнок при помощи удочки ловит рыбку из аквариума, называет цвет и кладёт на тарелочку по цвету.
Дидактическая игра «Яблочки для ёжиков»
Ёжики вырезаны из картона (красного, жёлтого, синего, зелёного) цвета. Яблоки из цветных крышек (жёлтого, красного, синего, зелёного цвета). Игровое правило: ребёнок кладёт цветные "Яблочки" к ёжику по цвету.
Дидактическая игра «Сушилка»
Пособие представляет собой «Сушилку», которая сделана из деревянных реек,
сверху натянута верёвка, прищепки разных цветов, силуэты одежды вырезаны из цветного материала. Игровое правило: ребёнок крепит одежду прищепкой по цвету.
Сегодня мы познакомились лишь с малой частью сенсомоторных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Придумывайте игры сами, ведь игровой материал окружает нас повсюду.
Литература:
- Циммер Р. Компетентный малыш. Руководство для родителей с многочисленными примерами увлекательных подвижных игр. От рождения до трех лет/ Ренате Циммер. - М.: Теревинф, 2013. - 152
- http://xni1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/588244/ Чепурина И.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами сенсомоторной деятельности.
"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004380
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf