Образовательный проект «Вместе весело читать» |
вт., 28.06.2022 |
Авторы:
Акшинеева Людмила Васильевна,
Медведева Алёна Геннадьевна,
Сизикова Наталья Адамовна
воспитатели МАДОУ детский сад № 78 города Тюмени
Чтение – это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
(В. Сухомлинский)
Актуальность проекта:
Одна из годовых задач нашего сада в этом учебном году:
Воспитание желания и умения у детей слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература — неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Педагоги и родители должны помочь детям развить интерес к художественной литературе. Если не сделать этого сейчас, в школе это будет сделать гораздо труднее. Статистика говорит, что в 70-е годы регулярно читали детям 80% семей, мы провели анкетирование среди родителей, сегодня только 7%, это подтверждает и интернет.
Первая встреча ребенка с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Совместное семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью.
В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух - прекрасная традиция, которой нужно следовать.
Цель проекта:
Возрождение книжной культуры: традиции семейного чтения, развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Задачи:
Для детей:
1 Расширить знание детей о книге.
2.Создать условия для интереса ребенка к художественной литературы.
3.Закрепить и расширить знание детей о рассказах, сказках, авторских сказках.
4. Совершенствовать навыки продуктивной деятельности.
5. Развивать интерес детей к художественной литературе.
6. Воспитывать бережное отношение к книге.
Для родителей:
1.Создать мобильные библиотеки для детей и взрослых, а также использование технологии обмена книгами в приёмной группы.
2. Помочь детям изготовить книжки – малышки.
3.Ежедневное чтение книг детям, беседа о прочитанном.
4. Помочь выучить стихи, загадки.
5. Обогатить домашнюю библиотеку.
6.Приобщить детей к совместному чтению книг.
7. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Среднесрочный проект: 4 недели.
Методы проекта:
Наглядные:
Рассматривание иллюстраций (картинок, книг, фотографий, презентаций)
Практические:
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность
Дидактические игры
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Словесные:
Чтение произведений, стихов, сказок, беседы, физминутки, игры.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Ожидаемые результаты.
1. Повышение интереса детей к чтению художественной литературы.
2. Возрождение традиции семейного чтения.
Этапы реализации проекта
I. Организационный этап:
1. Определение содержание проекта
2. Изучение методической литературы
3. Подбор игр и оборудования, планирование работы с детьми, родителями
4. Анкетирование родителей
5.Взаимодействие с родителями по теме проекта
6.Подбор консультаций по организации семейного чтения
II. Основной этап:
Работа педагогов с детьми
1.Беседа с детьми о предстоящем проекте, беседа о любимых сказках, произведениях.
2.Подборки книг для мини-библиотеки.
3. Ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения с последующей зарисовкой героев, лепкой.
4. 21 февраля-международный день русского языка. Чтение стихотворений, загадывание загадок о любимом произведении и героях сказок
5. Оформление выставки рисунков: « По страницам народных сказок»
6. Дидактические игры: «Назови сказку по картинке»,
«Расскажи, по серии сюжетных картинок», «Назови автора по сюжетным картинкам», «Узнай героя сказки», «Разложи поэтапно сюжетные картинки»
7. Театр по авторским и русским народным сказкам (бибабо, настольный, пальчиковый, театр масок)
8.Подвижные игры по русским народным сказкам:
«Красная Шапочка», «Гуси, гуси», «Васька кот», «Теремок», «Волк и козлята»
9. Конструирование «Заюшкина избушка», «Кошкин дом», «Зимовье зверей»
10.Прослушивание аудиосказок.
11. Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин»
12. Презентация детьми книжек-малышек.
13. Беседа «Как появилась книга»
14. Мастер-класс для родителей и детей «Оригами – книжка»
Работа родителей с детьми
1.Флешмоб: «Моя любимая книга» (фотографии детей с любимой книгой)
2.Флешмоб: «Домашняя библиотека» (фотографии детей рядом с домашней библиотекой)
3. «Мобильная библиотека» (книговорот) между читающими.
4. 14 февраля - акция дарите книги с любовью, международный день книгодарения.
Работа педагога с родителями.
1.Консультации и буклеты для родителей в родительском уголке.
2.Беседа – консультация «Как выбрать ребёнку книгу»
3.Организация совместного посещения библиотеки
Мероприятие клуба «Семицветик» (Воспитатель, дети и родители)
Поход в детскую библиотеку.
lll. Заключительный этап
Оформлена выставка любимых книжек, и книжек-малышек. Оформлена выставка рисунков «По страницам сказок». Оформлена стенгазета «Моя домашняя библиотека». Создан фотоальбом «Моя любимая книга»
В приёмной группы организован обменник книгами.
Итоговое литературно-тематическое развлечение: «Книги – лучший друг» (Отгадай сказку по одному предложению, назови сказку по картинке, загадки героев сказок)
Достигнутый результат:
1. Дети научились составлять небольшие рассказы о своей любимой книге по плану, уверенно презентовать их перед своими товарищами.
2. Проект способствовал возникновению интереса и любви к книгам, дети стали активнее участвовать в процессах анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания иллюстраций.
3. Ежедневные обсуждения и рассматривание иллюстраций любимых книг, способствовало повышению речевой активности детей, обогащало их словарь.
4. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и детьми, способствовал желанию взаимодействовать.
5.Повысился интерес детей и родителей к чтению художественной литературе.
6.Возрождена традиция семейного чтения.
7. Дети являются постоянными посетителями библиотеки.
Литература:
1. Бородич А. М. Методика развития речи, М. : Просвещение, 1998.
2. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго – М. : Просвещение, 2001.
3. Гриценко З. А. «Ещё раз о детском чтении» Детский сад от А до Я № 5-2003.
4. Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
5. Киселева Л. С. Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М. : АРКТИ, 2003.
6. Тимофеева И. Н. Книга в жизни детей – М. : 2003.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009462, 0009463, 0009464
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf