«Игры — помощники в укреплении психического здоровья дошкольников» мастер-класс для педагогов

  вт., 30.01.2024

Составители:

Кренева Светлана Юрьевна, учитель-логопед, 1 квалификационная категория, стаж 6 лет.

Минеева Екатерина Алексеевна, педагог-психолог, стаж 4 года.

МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с упражнениями, направленными на развитие межполушарного взаимодействия, речевой и творческой активности, укрепление  психического здоровья дошкольников,  используемые в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
  2. Содействовать практическому овладению игр и упражнений, направленных на укрепление психического здоровья дошкольников

Оборудование:

1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.

2. Пособия для упражнений, направленных на межполушарное взаимодействие

3. Раздаточный материал

Ход мастер-класса:

Педагог – психолог: психическое здоровье ребенка является необходимым условием полноценного развития в процессе жизнедеятельности (слайд №1).

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования важнейшей задачей, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».

У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций все чаще и чаще появляются нарушения эмоциональной сферы или поведения.

Например, могут возникнуть

  • беспричинные страхи,
  • нарушение сна,
  • нарушения, связанные с приемами пищи, 
  • поведенческие нарушения.

У некоторых детей эти нарушения проявляются часто, и могут привести в будущем к социальной дезадаптации.

Причин этому может быть великое множество от биологических причин до гаджетов.

Специалисты выделяют следующие признаки психического здоровья детей:

- устойчивое бодрое состояние;

- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;

- высокий физический тонус;

- отсутствие тревожности;

-высокие показатели адаптивности;

- хороший сон, аппетит;

- высокая познавательная и творческая активность;

-дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;

- отсутствие агрессии;

- низкая заболеваемость.

В своей работе мы используем множество игр, направленных на сохранение и укреплении психического здоровья детей. И сегодня хотели бы поделиться с вами некоторыми из них.

Как и полагается в начале, давайте поздороваемся и познакомимся!

Игра: «Знакомство»

Цель: формировать позитивные отношения в группе сверстников, учить детей употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: дети стоят в кругу.

 Педагог говорит рассказывает, когда я была маленькой меня звали Света (произносит и прохлопывает), а ласково меня звали Светочка. Далее каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают уменьшительно- ласкательный вариант его имени. Например, Ваня- Ванечка, Кристина- Кристиночка.

Включение коммуникативных игр в образовательную деятельность позволяет:

  • повысить познавательную активность детей;
  • поддержать положительный эмоциональный фон занятий;
  • разнообразить ежедневную коррекционную работу;
  • формировать доброжелательные, внимательные отношения друг к другу, проявлять инициативу и выразительность общения.

Хотелось бы познакомить вас с коммуникативными играми, которые я активно использую как на занятиях, так и в режиме дня дошкольника.

Учитель – логопед: этим небольшим упражнением мы сняли напряжение, создали атмосферу психологического и коммуникативного комфорта и настроили вас всех на положительные эмоции в дальнейшей работе, тем самым способствовала укреплению и сохранению вашего психического и психологического здоровья. Тоже самое происходит и с детьми.

Педагог-психолог: какие игры и упражнения, направленные на сохранение и укрепление психического и здоровья можно использовать в работе с детьми?

Наше мероприятие разделено на несколько блоков:

  • Коммуникативные игры и упражнения
  • Кинезиологические упражнения и нейроигры
  • Использование ТРИЗ технологии в работе с дошкольниками

Сегодня мы бы хотели представить игры по этим направлениям.

О коммуникативных играх и упражнениях нам расскажет учитель-логопед.

Мы начали наш мастер-класс с игры «Знакомство», которая позволяет

 не только формировать позитивные отношения в группе сверстников, но и учить детей употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в неформальной обстановке.

 Хочу представить вашему вниманию

Авторская разработка - игра: «Назови звуки» (видеофрагмент)

Цель: формировать умение позитивно взаимодействовать в игровой деятельности, развивать воображение, активизировать словарный запас.

Ход игры: логопед предлагает по считалке выбрать водящего. Водящий ребёнок становится в круг и закрывает глаза, остальные берутся за руки и ходят по кругу, говорят слова:

         Мы по кругу ходим, песенку заводим:

… (имя ребёнка) не зевай, звук скорее называй.

Дети называют звукоподражание: тик-так, ква-ква, ку-ку, тук-тук и т.д. Водящий должен назвать: часы тикают, лягушки квакают, кукушка кукует, молоток стучит и т.д.

v     игру можно проводить с опорой на выставленные картинки.

v     усложнение: дети самостоятельно придумывают звукоподражания, говорят тихо.

Следующая игра думаю вам известная

Авторская разработка - игра: «Ау» (видеофрагмент)

Цель: формировать позитивные отношения в группе сверстников, развивать внимание, навыки общения, умение слышать другого человека, слуховое восприятие.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре – ребенок-водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и говорят слова:
«Лена (имя водящего), ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя «Ау!».
Ну-ка, глазки закрывай,
кто позвал тебя, узнай»
.
Водящий закрывает глаза, дети останавливаются и один ребенок зовет водящего по имени. Водящий должен узнать по голосу, кто его позвал. Если угадал, то водящим становится угаданный ребенок, если нет – игра продолжается с тем же водящим.

Эту игру можно усложнить: после произнесения слов, дети разбегаются по комнате, тогда водящему сложнее узнать, кто его позвал.

Известная вам игра карусель в новой интерпретации

Авторская разработка - игра: «Карусель» (видеофрагмент)

Цель: научить действовать согласно словам текста, работать над темпом и ритмом речи. Создание положительного микроклимата в группе.

 Ход игры: дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и обруч соседа. Получается большой замкнутый круг  по сигналу «Поехали» все начинают двигаться

«Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней.

 А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю немного поиграть. Нужно встать в круг.

Игра: « Зелёная песенка » (массаж ) со взрослыми

Цель: Развивать чёткую, правильную дикцию, слуховое внимание и память. Совершенствовать интонационную выразительность.  Работать над темпом и ритмом речи

Ход игры:

Сидела на подушке зелёная лягушка. ( гладим плавными движениями по спине)
Смотрела на лягушку зелёная старушка.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, Зелёная лягушка.      ( кулачками)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, Зелёная старушка.
Зелёная, зелёная, зелёная лягушка.                    ( ребрами ладоней)
Зелёная, зелёная зелёная старушка.
Уселась на лягушку зелёная старушка.               ( растираем ребрами ладоней)
Лягушка на подушку. Старушка на лягушку.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква. Лягушка на подушку.  ( кулачками)
Ква-ква-ква, ква-ква-ква. Старушка на лягушку.
Зелёная, зелёная - лягушка на подушку.               ( ребрами ладоней)
Зелёная, зелёная - старушка на лягушку.
Запрыгала лягушка, лягушка на подушке.            ( пощипывание )
Запрыгала старушка, старушка на лягушке.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква. Запрыгала лягушка.       ( кулачками))
Ква-ква-ква, ква-ква-ква. Запрыгала старушка.
Зелёная, зелёная - запрыгала лягушка.                       ( ребрами ладоней
Зелёная, зелёная - запрыгала старушка.

Вашему вниманию предлагаем авторскую разработку  

Игра: «Пустое место» (видеофрагмент)

Цель: развивать   владение речевыми оборотами для установления контакта, чёткую, правильную дикцию, слуховое внимание и память, быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание. Совершенствовать интонационную выразительность

Оборудование: парашют

Содержание игры: Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идёт в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу

Тук-тук-тук…

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой,

Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребёнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займёт пустое место у парашюта.

Далее хочу познакомить, используемые мной, коммуникативными играми на автоматизацию дифференциацию звуков.

Игра: «Рыбаки» (Со взрослыми)

Цель: овладение речевыми оборотами для установления контакта, лёгкости контактирования. Автоматизация звука «р» в словах, согласование числительных с существительным.

Ход игры:

Все становятся в круг, и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): ,6. Дальше "хлопанье" продолжается, но проговаривается 1 рыба…,2 рыбы …6 рыб, и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю фразу, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа — отдернуть руку до того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится фраза.

 Здравствуй.

Здравствуй.

Что ведре?

Рыба (рак, краб, карась,)

1 рыба

2рыбы

…..

6 рыб

Игра «Дружно сядем – скажем [С], быстро встанем - скажем [Ш]» (видеофрагмент)

Цель: развивать слуховое внимание, дифференциацию заданных звуков. Формировать умение позитивно взаимодействовать звуков быстроту реакции, мышцы ног.

Оборудование: парашют

Содержание игры: Дети растягивают парашют и действуют по сигналу ведущего. Если ведущий называет звук [С], то приседают, если называет звук [Ш] – встают.

Ведущий старается детей запутать.

Предлагаю вашму вниманию еще одну игру

«Пианино» (видеофрагмент)

   Цель: автоматизация, дифференциация звуков в слогах. Различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи, развитие координации речи с движением формировать умение позитивно взаимодействовать

Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: 

ра-ра-ра (автоматизация),

ра-ла-ла-ра (дифференциация)

Ход игры: дети сидят в ряд на стульчиках одна рука на своём колени другая у соседа(перекрёстно). Первый начинает следующий подхватывает

«Представьте, что вы играете на пианино, пальчики пальчиками «играйте» по коленкам произносите слоги: Ра-Ра-Ра» (для дифференциации   можно использовать карточки для слоговых цепочек-ра-ла-ла-ра)

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» 

Иван Петрович Павлов

 Кинезиологические упражнения и нейроигры

Педагог-психолог: Диагностируя детей я заметила, что все чаще встречаются дети с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, моторно неловкие, гиперактивные, невнимательные.

Причин может быть много - это экологические, биологические причины, социальные факторы, влияющие на развитие детей. Плюс малоподвижный образ жизни детей (в нашем детстве было больше двигательных игр, дворовых, подвижных) сейчас не часто можно встретить на улице детей прыгающих на скакалке, играющих в классики. Есть много методов позволяющих корректировать эти дефициты. В своей работе я использую кинезиологические упражнения и нейроигры.

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Эти упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Кинезиологические упражнения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов.

Предлагаю некоторые из кинезиологических упражнений, которыми пользуюсь в своей работе. Сначала, давайте вспомним эти упражнения по отдельности, потом комплекс под музыку.  

Упражнение под песню.

Кулачек, бочек, ребро, ладошка;

Кулачек, бочек, ребро, ладошка;

Раз, два, три, четыре;

Раз, два, три, четыре;

Раз, два, три, четыре;

Раз, два, три, четыре.

Стульчик, стульчик, стульчик, стульчик;

Столик, столик, столик, столик;

Стульчик-стульчик, Столик-столик;

Стульчик-стульчик, Столик-столик;

Стульчик-стульчик, Столик-столик;

Стульчик-стульчик, Столик-столик;

Клювик, хвостик, клювик, хвостик;

Раз, два, три, четыре;

 раз, два, три, четыре.

Зайка, зайка, зайка, зайка;

Раз, два, три, четыре;

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре;

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре;

Раз, два, три, четыре.

Цель: Развиваем внимание и переключаемость. Темпо-ритмическую сторону, моторику.

Мы с вами сейчас выполнили комплекс кинезиологических упражнений. Для детей я использую облегченные варианты, постепенно переходящие в комплексы (на слайде упражнения фото)

Цель: создание условий для развития:

- высших психических функций, пространственных представлений, мелкой моторики, анализаторов;

- для развития межполушарного взаимодействия, переключения с одного действия на другое;

- для оптимизации коммуникативных умений устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, соотносить своё действие с действием партнёра.

 Так же в своей работе я использую кинезиологические дорожки для обеих рук. Работа по ним направлена на развитие координации, формирование содружественных движений рук (когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения).

На ваших столах листы с кинезиологическими дорожками, предлагаю попробовать пройти по ним пальчиками.

А теперь давайте немного усложним.

Вашему вниманию предлагаю упражнение «Конструктор букв».

«Конструктор букв» (двуручная деятельность). На выкладывание одновременно двумя руками букв по образцу из камней, пуговиц, шариков и т.д.

Переходим к следующему упражнению

Упражнение «Нейропризнаки»

   Перед вами лежит лист,  на котором нарисованы фигуры, круг и прямоугольник. Круг-кулак, прямоугольник - 2 пальца. Попробуйте пройти эту дорожку. Легко? Тогда немного усложним. Пройти дорожку + усложнение с цифрами

Учитель-логопед: данной упражнение можно использовать и в логопедической работе, оно подойдет для дифференциации звуков.

                              Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.

Г. С. Альтшуллер

Использование ТРИЗ технологии в работе с дошкольниками

Педагог-психолог: игры, помогающие добиться состояния расслабления путем активного фантазирования и воображения.

Я обратила внимание, что у детей отсутствует интерес к занятиям, все чаще мы слышим «Мне скучно» или «мне не интересно», «давайте мультик».

Неспособность современных детей играть самостоятельно, фантазировать, придумывая новые сюжетные сценарии, становится все более массовым «заболеванием».

Еще 10-20 лет назад реальность для ребенка менялась по волшебной фразе - «А давай как будто..." - и те же лепестки ромашки и мальвы превращали девочек в писаных красавиц: с ярким маникюром на ногтях и настоящей короной на голове.

Это действительно так. Современный ребёнок с самого раннего детства ныряет в поток информации. В его руках смартфон или планшет. Мозг начинает работать как приёмник разнообразного контента. Дети растут с чётким ощущением, что всё уже придумано за них. Зачем напрягаться?

Кто-то радостно называет это «жить в режиме многозадачности», но ведь юному созданию неоднократно придётся сталкиваться с деятельностью, требующей погружения, сосредоточенности. А современные дети, напротив, гиперактивны, привыкли постоянно переключаться с одного интереса на другой.

Задачи методики Теория решения изобретательских задач:

1. Научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения

2. Формировать познавательный интерес у детей

3. Развивать навык поискового, системного, логического мышления

4. Развивать творческое воображение

Я предлагаю вам окунуться в мир детства и фантазии.

Разминка для мозга.

Упражнение «Лжезагадки»

Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто доплывёт до острова?

Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

Что едят крокодилы на северном полюсе?

Кто громче замычит: петух или корова?

Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).

Как лучше сорвать арбуз с дерева?

Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

Когда собака бывает в конуре без головы?

Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

Для вас я подготовила упражнение «Помоги Золушке» (поиск внутренних и внешних ресурсов решения задачи)

 Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить?

 Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д.

В своей работе с детьми я использую игру «Черное – белое», давайте попробуем

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика, и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример«Книга».Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся, и т. д.) 

Можно разбирать в качестве объектов«Гусеница»«Волк»«Цветок»«Таблетка»«Конфетка» и др.

И последняя игра в нашем практикуме

Игра «Сделай себе извилину»

На слайде представлены 3 предмета, не связанные между собой. Игра похожа на 4й лишний, только наоборот.

Необходимо найти объединяющий признак двух предметов, а третий исключить. Признаков может быть много.

Солнце, собака, помидор (на слайде)

 Примеры: солнце, собака- на С, солнце, помидор-круглые.

Дом, верблюд, кактус (на слайде)

Примеры: кактус и верблюд в природе находятся в пустыне, дом может быть где угодно; Дом рукотворный, верблюд и кактус нет; верблюд и кактус растут, а дом как построили одного размера. так он такой и есть (не растет)).

Данная игра проводится со старшими дошкольниками, с детьми подготовительной группы, слова подбираются проще, с более явными схожими признаками, постепенно можно усложнять.

Мы представили игры и упражнения, по трем разным направлениям, которые мы используем в своей работе с дошкольниками. Надеюсь, что информация для вас была полезной и вы тоже будете использовать эти игры с детьми.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

Список использованной литературы, интернет-ресурсы:

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986, 1991.
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-igry-napravlenye-na-komunikativno-rechevoe-razvitie.html
  3. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. – Москва, изд-во ВИС, 2003 г.
  4. Кушнир И.С., Цветков А.В. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников. — М.: «Издание книг ком», 2021 г.
  5. https://ipk74.ru/upload/iblock/bee/bee155f2147ea3cf29bad1beb4a4f228.pdf
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/06/01/triz-dlya-doshkolnikov

 

 

  «Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011334, 0011335

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 302
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.