Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»

  сб., 16.03.2024

Составитель:

Кулакова Людмила Владимировна

воспитатель

МАДОУ д/с 101 корпус 4 города Тюмени

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему живому, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.), воспитывать чувство коллективизма.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.

Материалы к НОД: фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макет дерева, картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», мячик из мишуры («снежок»), клей ПВА.

Ход НОД:

Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

 На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Снежинка везде летает, много видела, много знает.

Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают.

— Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)

-Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц, и их посадим на снежинку.

- Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел. А почему мы не отметим снежинкой ласточку и журавля?

-Правильно, потому что ласточка и журавель птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях.

 Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов.                                                    

А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

Сейчас предлагаю вам поиграть.

Игра «Разрезные картинки»

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас?

Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных.                                                   А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

В:— Ребята, если у птички белый бок, она, какая? (Белобокая)

— А если у птички жёлтая грудка, она, какая? (Желтогрудая)

— Если у птички красная грудка, она, какая? (Красногрудая)

— Если у птицы толстый клюв, она, какая? (Толстоклювая)

— Если у птицы короткий клюв, она, какая? (Короткоклювая)

Пальчиковая гимнастика.

Птичка прилетела,

Пальцы собраны в щепоть.

Головкой повертела.

Выполняем повороты кистями рук.

Поклевала крошки

На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта.

Из моей ладошки.

Изображаем, как птичка клюёт зёрна.

Пёрышки встряхнула,

Поочерёдно большой  палец соединяется с остальными, начиная с указательного.

Быстро упорхнула.

Машем кистями рук.  

Игра «Угадай птицу»

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её …. (Сорока.)

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

5. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)

Воспитатель: Весь зимний день птицы проводят либо, отыскивая пищу, либо поедая её. А про какую птицу мы забыли? (Синица.)

И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей.И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

В: Закончи предложения

Воробей    маленький, а    журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Снегирь малоподвижный, а синица…

Клест нарядный, а воробей…

Синицы высиживают птенцов летом, а клест…

 Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвиж ный.)

Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)

 Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)

 Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

 Про кого из зимующих птиц можно сказать:

мой (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь),

моя (ворона, синица, свиристель, овсянка),

мои... Вы запомнили, кто как поет?

Почему в народе говорится:

•   Лес без птицы и птицы без леса не живут.

•   Знает птица, что без Родины не годится.

•   Всякая птица своим пером гордится.

•    Всякая птица по-своему поет.

•   Всякая птица своим клювом сыта.

•    У каждой пташки — свои замашки.

•    Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

•   Вороне соколом не быть.

•    Вороненку гнездо — родимая хата.

•   Мала синичка, да коготок остер.

•    Немного синица ест, пьет, да ве село живет.

•   Сорока без причины не стрекочет.

•   Сорока весть на хвосте принесла.

•   Пируют в ночи совы да сычи.

•   Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

•   Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

•   Соловей берет пением, а чело век— умением.

•   Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

•   Кукушка кукует, по дому горюет.

•   Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

•   Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

•   Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

•   Грудь лебединая, походка павлинья.

•   Журавль прилетел и тепло при нес.

•   Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

 

Скачет шустрая синица,

 

Ей на месте не сидится

(дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок

(прыгаем),

Завертелась, как волчок

(повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

 

Почесала клювом грудку

(дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

 

Тири-тири, тень-тень

(прыжки).

 

 

«Сказка о том, как снегири красногрудыми стали».

Было это давно, когда снегири были похожи на обычных воробьёв. Пёрышки их были серо – голубыми. Однажды, морозным зимним днём снегири поспорили о том, что лучше – лето или зима. Все снегири говорили, что лето лучше, летом много корма. И только самый молодой снегирь говорил, что лучше зимой.

Зимой, говорит молодой снегирь тоже много корма, только его поискать надо. Зимой хоть и холодно, но если перелетать с места на место не замёрзнешь. С наступлением зимы отправляемся мы путешествовать. В лесу ягодки рябины с бузиной ищем, в поле зёрнышки щавеля, лебеды да репейника лакомимся. К жилью человека подлетаем поближе. Люди для птиц кормушки готовят, а в них кладут: семечки, крошки хлебные, а для синичек даже кусочек сала подвешивают. Поэтому зимой жить лучше, говорит молодой снегирь. И все снегири согласились с ним.

Разговор птиц слышал Дед Мороз. Подошёл он к молодому снегирю и говорит:

- Молодец! За смелость твою и красноречие награжу всех снегирей красивым нарядом. Будете вы теперь не просто серыми птичками, а красногрудыми снегирями, с гордостью носите красный нагрудник, по нему вас теперь каждый узнает. Сказал так Дед Мороз, стукнул своим посохом, смотрят снегири, а на них надеты красивые красные нагрудники – подарок от Деда Мороза. С тех самых пор стали снегири красногрудыми.

Воспитатель:Спасибо за сказку. Ребята, понравилась вам сказка?

Старик – Зимовик: В какое время года  прилетают снегири?

Дети:Снегири прилетают зимой.

Старик – Зимовик: Каких ещё птиц мы можем увидеть зимой?

Дети:Сорока, воробей, синица, снегирь и т.д.

Старик – Зимовик: Ребята, какие это птицы, если они с нами зимуют?

Дети:Зимующие.

Старик –Зимовик: Принёс я вам, ребята, фотографии, но они по дороге разлетелись, вы поможете мне их собрать?

Дети:Поможем!

Упражнение: «Разрезные картинки»

Дети проговаривают, какая  птица у каждого получилась.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь пора играть!

Проводится хороводная игра «Воробей».

Воробышек выбирается с помощью загадки: «Чик – чирик! К  зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?» (Воробей)

Среди белых голубей

Дети идут по кругу, изображая походку голубей.

Скачет шустрый воробей

В центре один ребёнок скачет как воробушек.

Воробушек – пташка

Дети встают лицом в круг,

Серая рубашка,

Идут приставным шагом.

Откликайся, воробей

«Ворорей» пытается вылететь из круга;

Вылетай-ка, не робей.

Дети, взявшись за руки, его не пускают.

Старик –Зимовик:  Скажите, ребята, птицы одинаковы  между собой? (Разные).Что же объединяет всех птиц? Подвести детей к ответу, что тело птиц покрыто перьями. Я принес  с собой разноцветные перышки. А мы  сейчас их раздадим птицам. Садитесь за столы и посмотрите, что там есть.

Дети подходят к столу, на которых лежат полиэтиленовые кармашки с двух рядов. В верхнем ряду – карточки с силуэтным изображением птиц (такие, как на доске). Рядом стоят тарелочки с разноцветным оперением.

Старик –Зимовик:   Вложите желтое перышко в первый кармашек нижнего ряда. Красное перышко вложите в третий кармашек, а коричневое – в пятый. В четвертый кармашек вложите серое перышко, а во второй – белое.  А теперь,  переверните карты с птицами на другую сторону (на обратной стороне – цветное изображение птиц). Наши птицы получили свои цветные окраски (переворачивает силуэты птиц на доске). Скажите, кому из птиц мы дали коричневое перышко? А кому – желтое? Кто получил серое перышко? А белое? Кому из птиц мы дали красную перышко? А могли бы мы дать его еще кому-то? Почему?

Дети возвращаются на ковер садятся на стулья. Звучит музыка "Пение птиц".

Старик - Зимовик: Ребята, вспомните, как поет синица? (Тинькает).Как говорит воробей? (Чирикает). А как ворона общается с родственниками? (Каркает). Как сорока говорит (трещит). Когда прилетают снегири, как они здороваются с нами? (Снег-снег, снег-снег).Только дятлу никогда петь, потому что он все время занят. Что он делает? (Стучит).

Старик - Зимовик: Ребята, я приглашаю к себе  в лес. Вы готовы отправиться в лесное путешествие?

Дети: Да!

Старик - Зимовик: Но путь туда нелегкий.

Проводится физкультминутка «Дорога в лес».  Дети идут за воспитателеми, преодолевая различные препятствия.

Старик - Зимовик: В лес ведет узенькая тропинка. (Идут по ребристой доске). Вот какие снежные сугробы намела зима! (Переступают через подставки-воротца). А вот дерево упало, заслонило дорогу. (Пролезают в обруч). А Зима лютует – то снегом засыплет, то метелью задует. Столько снега намело, что нашим друзьям трудно найти себе пищу. Как мы можем помочь птицам, которые зимуют? (Предположение детей). Возле кормушки Зимой птицам не только холодно, но и очень голодно. Поэтому люди устраивают для них кормушки.

Воспитатель:Ребята, а чем же зимой питаются наши птицы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу,  чем любят питаться птицы.

1        Голуби питаются зёрнышками, семечками (показать карточку с изображением зёрнышек)

2        Любимое лакомство синичек кусочек сала (карточка с изображением кусочка сало)

3        Снегири клюют  семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины (карточка с изображением ягод рябины)

4        Вороны питаются очистками, остатками пищи (карточка с изображением остатка яблока)

5        Воробьи питаются хлебными крошками (карточка с изображением хлебных крошек)

6        Ребята покормите наших птичек.

Проводится игра: «Накорми птиц»

(Дети берут карточку с изображением корма и располагают рядом с птицей).

Примерные ответы детей:

9        Я дам синичкам сало.

10    Я накормлю снегиря ягодами рябины

11    Я накормлю голубя зёрнышками и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, всех птичек накормили.

Проводится пальчиковая гимнастика:

«Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело…?»

Сколько птиц кормушке нашей

Прилетело…? Мы расскажем

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и снегирей

Дятел в пёстрых пёрышках

Всем хватило зёрнышек.

Воспитатель обращает внимание детей на панно (Дерево с кормушкой и птицами)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше дерево. Сколько птиц прилетело! И каждая нашла себе место.

1        Куда села синица?  (синица села на кормушку).

2        Куда сел снегирь? (снегирь сел на нижнюю ветку).

3        Где сидит воробей? (воробей сидит на кормушке).

4        Где сидит сорока? (сорока сидит на верхней ветке).

5        Каких птиц мы ещё не назвали? (голубь и дятел).

6        А теперь спросите про этих птиц так же, как я вас спрашивала. Какие я задавала вам вопросы?

Дети формулируют вопросы:

6        Где сидит голубь?

7        Куда сел дятел?

Воспитатель:Ребята, внимательно посмотрите ещё раз, где сидят птички.

Проводится игра на внимание: «Угадай, кто улетел»

(Последняя птичка, которая улетела – синичка)

 Воспитатель: Синичка улетела и  прилетела к нам поиграть.

Дыхательное упражнение: «Синички»

и под музыкальное сопровождение выкладывают изображение его частей. Воспитатель. Вот и исчезли чары Зимы. Птицы ожили и очень благодарны вам, дети, садитесь на коврик – вспомним, как мы помогали Сороке и ее друзьям. Дети при помощи карты-схемы вспоминают все этапы занятия.Воспитатель. Вам понравилось помогать птицам? Вот так – о птицах мы знаем и им помогаем.

Воспитатель:Ребята, Старик – Зимовик  принёс вам много интересных заданий, с которыми вы легко справились, рассказал сказку про снегиря, давайте тоже сделаем подарок для Старика – Зимовика.

Выкладывание  снегиря  пластилиновыми жгутиками по контуру под музыкальное сопровождение.

По окончанию работы воспитатель спрашивает:

1.Какие зимующие птицы прилетали к кормушке.

2. Чем питаются птицы зимой?

3. Какой снегирь (закрепить слово «красногрудый»).

Игра «Верю – не верю».

Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».

- У синицы жёлтое брюшко.

- У воробья большой сильный клюв.

- У сороки длинный чёрный хвост.

- Для птиц самое страшное зимой – это голод.

- Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п.

А как мы можем им помочь в это нелёгкое время? (Нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки.

Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.)

Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки? (Показ всевозможных вариантов кормушек.)

- Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.

- Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – пряники из различных семян.

Но сначала подготовим наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

Птичка прилетела (машем кистями рук),

Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта),

Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).

Дети готовят «пряники для птиц», наклеивая на круг из картона, к которому приделаны верёвочки, различные зёрнышки.

Воспитатель: а теперь мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях.

Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.

В конце подводится итог.

 Приложение: птица.docx (1.07 МБ)

Интернет-ресурсы:

сундучок для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru,

«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011460

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 149
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.