Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков С и Ш"

  ср., 20.03.2024

Составитель:

Клейман Наталья Георгиевна

учитель-логопед

МАДОУ "Исетский детский сад" Ивушка "

Тип занятия: Занятие по дифференциации звуков [С] – [Ш].

Форма занятия: индивидуальное логопедическое занятие

Возраст: 6 лет

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];
  • закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].
  • учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.
  • продолжить формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие мелкой и артикуляционной моторики,
  • развитие фонематического слуха и слухового внимания,
  • совершенствование грамматического стоя речи: образование относительных прилагательных.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
  • формирование контроля за собственной речью,
  • воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: Зеркало. Игрушка мальчика. Схема для анализа артикуляции звуков. Мячик. Интерактивная игра – тренажер «Рыбалка». Картинки с баночками варенья.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану.
  4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Формирование  навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
  7. Физкультминутка.
  8.  Формирование  навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
  9. Развитие грамматического строя речи.
  10.  Итог занятия

    Ход занятия

1.     Организационный момент

Здравствуй, Алиса!

Я прочту тебе стихотворения, а ты слушай меня внимательно и определи, какой звук чаще всех повторяется:

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Сегодня, мы с тобой будем учиться не путать звуки С и Ш.

К нам на занятие пришел вот такой замечательный мальчик. Его зовут Паша. Он очень любит играть в разные игры, а ещё хочет тоже научиться не путать эти звуки.

2.     Развитие артикуляционной моторики

Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражненья выполнять.

Шалунишка – язычок,

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло. «Окошечко»

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся, «Улыбка»

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать. «Лошадка»

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора. «Маляр»

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели. «Качели»

Индюки ходили мимо

Болболтали, претомили. «Индюк»

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил. «Дятел»

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

3.     Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану

Алиса, давай расскажем Паше, что делают губы, зубы и язык при произношении звуков [С] и [Ш].

Ребенок: Когда мы произносим звук С: язык лежит за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы - в «улыбочке», ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.

Когда мы произносим звук Ш: язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.

Молодец, Алиса!

4.     Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Дифференциация звуков в слогах

Паша предлагает поиграть в игру с мячиком «Скажи наоборот»

Я буду называть слог со звуком [С], а ты мне со звуком [Ш], затем наоборот.

СА-ША     АС-АШ     СКА-ШКА

СО-ШО     ОС-ОШ     СКО-ШКО

СУ-ШУ     УС-УШ     СКУ-ШКУ

СЫ-ШИ    ЫС-ЫШ    СКИ-ШКИ

5.     Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах

Паша сочинил для нас забавные стишки. Если он что-то напутал, давай его поправим.

Кошка ловит «миску»,           Пожарный носит «кашку»,

Мама моет «мышку».            Саша ела «каску»

На виду у детворы                  Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры.        Конфету дали «маске»

6.     Формирование  навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Дифференциация звуков в словах

(Используется интерактивная игра – тренажер «Рыбалка»). Приложение 1.

Паша рассказал, что мама отправила его на рыбалку и дала два ведерка, нужно разложить рыбок в соответствующие ведерки – со звуком [С] в ведерко с буквой С, а со звуком [Ш] – в ведерко с буквой Ш.

Но он боится, что один не справится. Поможем Паше?

Ребенок называет картинку на рыбке, объясняет в какое ведерко положим.

7.     Физминутка

Какие молодцы! Мы очень хорошо порыбачили.

Наверное, устала. Давай разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”.

Вот так шарик надуваем

(Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх)

И до облака взлетаем.

(Встаёт на носочки)

Шарик лопнул – выдыхаем,

(Длительный выдох)

Наши мышцы расслабляем.

(Руки опускаем, наклоняем туловище вниз)

Дышится легко, ровно, глубоко

(Поднимаем туловище и свободно дышим).

8.     Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Дифференциация звуков в словах

Пашина мама решила приготовить из рыбы разные блюда: суп в кастрюле, пожарить на сковороде и запечь рыбку в духовке на противне. Нужно разложить рыбок в соответствии со схемами – где находится звук С или Ш: в начале, в середине или в конце слова.

Умница, Алиса!

  1. 9.     Развитие грамматического строя речи.

Так хорошо мы с вами потрудились. Пашина мама решила угостить нас чаем с вареньем. Давайте же выберем то варенье, в названии которого присутствует звук [c]» или звук [ш].

Игра «Вкусное варенье».

Из вишни – вишневое, из смородины – смородиновое, из сливы – сливовое, из груш – грушевое, из абрикос – абрикосовое.

10.                       Итог занятия

Наше занятие пошло к концу. Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно?

Паша говорит тебе, Алиса, спасибо за то, что ты научила его не путать эти звуки. Ему очень понравилось с тобой играть.

До свидание, Алиса!

Приложение 1.

Ссылка: интерактивная игра-тренажер «Рыбалка».

https://disk.yandex.ru/i/JEoDfpk2eN7s4A

Литература:

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. —— М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.,2001.
  3. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018.
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-diferenciacija-zvukov-s-sh.html

Публикации в других интернет-изданиях:

https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-rybalka-differenciaciya-zvukov-s-sh-4091793.html

https://infourok.ru/konspekt-individualnogo-logopedicheskogo-zanyatiya-differenciaciya-zvukov-s-sh-4091791.html

 «Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011463

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 95
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.