Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков С и Ш" |
ср., 20.03.2024 |
Составитель:
Клейман Наталья Георгиевна
учитель-логопед
МАДОУ "Исетский детский сад" Ивушка "
Тип занятия: Занятие по дифференциации звуков [С] – [Ш].
Форма занятия: индивидуальное логопедическое занятие
Возраст: 6 лет
Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];
- закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].
- учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.
- продолжить формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой и артикуляционной моторики,
- развитие фонематического слуха и слухового внимания,
- совершенствование грамматического стоя речи: образование относительных прилагательных.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
- формирование контроля за собственной речью,
- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: Зеркало. Игрушка мальчика. Схема для анализа артикуляции звуков. Мячик. Интерактивная игра – тренажер «Рыбалка». Картинки с баночками варенья.
План занятия
- Организационный момент.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану.
- Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
- Развитие фонематического слуха.
- Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
- Физкультминутка.
- Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
- Развитие грамматического строя речи.
- Итог занятия
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуй, Алиса!
Я прочту тебе стихотворения, а ты слушай меня внимательно и определи, какой звук чаще всех повторяется:
Пишет школьник Паша
Шапка, шайба, каша
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.
А теперь в другом стихотворении:
Самолет построим сам,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Сегодня, мы с тобой будем учиться не путать звуки С и Ш.
К нам на занятие пришел вот такой замечательный мальчик. Его зовут Паша. Он очень любит играть в разные игры, а ещё хочет тоже научиться не путать эти звуки.
2. Развитие артикуляционной моторики
Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражненья выполнять.
Шалунишка – язычок,
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло. «Окошечко»
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся, «Улыбка»
А потом пошел гулять,
Свою лошадь запрягать. «Лошадка»
Затем увидел маляра.
Красить потолок пора. «Маляр»
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Приустали и присели,
Покататься на качели. «Качели»
Индюки ходили мимо
Болболтали, претомили. «Индюк»
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил. «Дятел»
Язычок наш погулял.
Много нового узнал.
Он немного претомился.
К себе в домик воротился.
3. Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану
Алиса, давай расскажем Паше, что делают губы, зубы и язык при произношении звуков [С] и [Ш].
Ребенок: Когда мы произносим звук С: язык лежит за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы - в «улыбочке», ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Когда мы произносим звук Ш: язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Молодец, Алиса!
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Дифференциация звуков в слогах
Паша предлагает поиграть в игру с мячиком «Скажи наоборот»
Я буду называть слог со звуком [С], а ты мне со звуком [Ш], затем наоборот.
СА-ША АС-АШ СКА-ШКА
СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО
СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ
СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ
5. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах
Паша сочинил для нас забавные стишки. Если он что-то напутал, давай его поправим.
Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,
Мама моет «мышку». Саша ела «каску»
На виду у детворы Танцует Миша в «машке»
«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»
6. Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Дифференциация звуков в словах
(Используется интерактивная игра – тренажер «Рыбалка»). Приложение 1.
Паша рассказал, что мама отправила его на рыбалку и дала два ведерка, нужно разложить рыбок в соответствующие ведерки – со звуком [С] в ведерко с буквой С, а со звуком [Ш] – в ведерко с буквой Ш.
Но он боится, что один не справится. Поможем Паше?
Ребенок называет картинку на рыбке, объясняет в какое ведерко положим.
7. Физминутка
Какие молодцы! Мы очень хорошо порыбачили.
Наверное, устала. Давай разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”.
Вот так шарик надуваем
(Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх)
И до облака взлетаем.
(Встаёт на носочки)
Шарик лопнул – выдыхаем,
(Длительный выдох)
Наши мышцы расслабляем.
(Руки опускаем, наклоняем туловище вниз)
Дышится легко, ровно, глубоко
(Поднимаем туловище и свободно дышим).
8. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Дифференциация звуков в словах
Пашина мама решила приготовить из рыбы разные блюда: суп в кастрюле, пожарить на сковороде и запечь рыбку в духовке на противне. Нужно разложить рыбок в соответствии со схемами – где находится звук С или Ш: в начале, в середине или в конце слова.
Умница, Алиса!
- 9. Развитие грамматического строя речи.
Так хорошо мы с вами потрудились. Пашина мама решила угостить нас чаем с вареньем. Давайте же выберем то варенье, в названии которого присутствует звук [c]» или звук [ш].
Игра «Вкусное варенье».
Из вишни – вишневое, из смородины – смородиновое, из сливы – сливовое, из груш – грушевое, из абрикос – абрикосовое.
10. Итог занятия
Наше занятие пошло к концу. Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно?
Паша говорит тебе, Алиса, спасибо за то, что ты научила его не путать эти звуки. Ему очень понравилось с тобой играть.
До свидание, Алиса!
Приложение 1.
Ссылка: интерактивная игра-тренажер «Рыбалка».
https://disk.yandex.ru/i/JEoDfpk2eN7s4A
Литература:
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. —— М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.,2001.
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018.
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-diferenciacija-zvukov-s-sh.html
Публикации в других интернет-изданиях:
https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-rybalka-differenciaciya-zvukov-s-sh-4091793.html
«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011463
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf